«ЗА МАРКСА …»
Фильм о современной России
Россия. 2010 год. Кризис. Старый металлургический завод с изношенным, еще советского производства оборудованием. По темным, плохо освещенным цехам с обшарпанными стенами, бродят люди в изношенных и грязных рабочих спецовках. Они не похожи на плакатных «героев труда» советского времени, но еще меньше напоминают счастливых граждан демократического общества, освобожденных, наконец, от оков тоталитарного строя. Рабочие плохо одеты, не выбриты, от них несет перегаром, и найти 200 рублей за баночку малинового варенья для больного отца является для них проблемой. Кажется, что эти люди-тени просто безропотные жертвы тяжелой, безрадостной жизни. Видимо, власть бедности и нужды может быть не менее жестокой для человека и разрушительной для его достоинства, чем тоталитарный строй.
Неожиданно бесшумный, скоростной лифт переносит нас в шикарный офис хозяина завода. Его глаз радует матовым отсветом дорогая мебель и картины на средневековые сюжеты на стенах. Но главный контраст с заводскими цехами здесь составляют люди, скользящие по натертому до блеска паркету. И дело не столько в их дорогих костюмах, сколько в жесткой иерархии господства и подчинения, которая видна сквозь развязность зарвавшегося выскочки – хозяина завода – и подобострастное угодничество его окружения. В рабочей среде царит равенство простоватой грубости неотесанных манер. Вполне можно представить, что в случае даже незначительного производственного конфликта здесь тебя могут послать довольно далеко, но зато и ты имеешь возможность ответить тем же. Не то у господ. В их среде счеты сводят ударом из-за угла.
Хозяин, конечно, изображен утрировано. Это какой-то нервный, криминальный ублюдок с ярко выраженными чертами психопата-мизантропа. Любитель психоанализа предположил бы здесь деспотичных родителей, воспитавших в сыне неукротимую ненависть к окружающим людям и стремление поработить их. Он густо пересыпает свою речь крепкими словами, и даже губы его все время складываются в презрительную усмешку. Этот человек органически неспособен даже рассматривать (не то что признавать) законность чужих интересов, хоть в чем-то ограничивающих произвол его власти. Даже своего главного управляющего – лощеного финансиста Додика – он третирует как простого слугу, в обязанности которого входит не только ставить свою подпись на сомнительные финансовые документы (тем самым, беря на себя риски хозяина), но и безропотно сносить систематические унижения.
Кто-то скажет, что это слишком: «Не все капиталисты такие злодеи. Я вот знаю пару вполне приличных людей из числа новых русских». Пару и я знаю. В личном общении, действительно, выглядят прилично. Но только можно ли свести социальную роль к поведению в личном общении? Помню, как одна такая приличная «новая русская» возразила на замечание о неприемлемом уровне социального неравенства в нашем обществе: «Дело тут в том, что у нас народ не любит работать». Не правда ли знакомый мотив? Как часто люди из имущего класса оправдывают себя тем, что они, якобы, сколотили свои капиталы «непосильным трудом». Спору нет, работать для создания своей империи приходится много. А также общаться с не очень приятными людьми, расправляться с конкурентами и даже рисковать своей жизнью. Это и показано в фильме, в котором хозяин постоянно проводит совещания, встречается с деловыми партнерами, выстраивает связи с нужными политиками, и, конечно же, специфическими методами решает свои многочисленные проблемы. И все это гигантский труд, а также стрессы, стрессы, стрессы …
Но что является предметом всей этой судорожной, тяжелой и, порою, опасной работы? Организация производства, внедрение современных технологий, поиск еще не занятых ниш рыночного спроса, создание как можно более качественных товаров и услуг? Как правило, нет. В жестком мире крупного бизнеса успех зависит, прежде всего, от связей с нужными людьми во власти, деловых и криминальных кругах. Все эти три сферы давно перемешались и срослись до такой степени, что их уже нельзя отделить друг от друга. Скажем прямо – для крупного бизнеса не только в нашей стране характерно доминирование паразитической деятельности, глубокое презрение к людям, признание криминального насилия нормой жизни. Для успеха в таком мире требуются огромный ум, недюжинное мужество и большая решимость вести борьбу не на жизнь, а на смерть. Не все способны на такое. Поэтому, только часть нашего имущего класса вышла из советской бюрократии, еще меньшая из интеллигенции, зато мощный вклад в этот социальный слой внесли криминальные братки. Они же привнесли и свою систему ценностей, привычки и ужимки. Вспомните, что Березовский вышел победителем из настоящей криминальной войны за АвтоВАЗ, в которой сгинуло больше 500 человек; деловую карьеру Ходорковского сопровождала гибель целого ряда неугодных фигур, некоторых из которых убивали целыми семьями; ставшие нарицательными фигурами братья Цапки из станицы Кущевская также считались предпринимателями с многомиллионными капиталами. Так что фильм глубоко прав и сугубо реалистичен, создав отталкивающий образ капиталиста-насильника.
В стране кризис. Но хозяин шикарного офиса не привык ограничивать свои прихоти. Как раз сейчас ему приспичило сменить дизайн своего кабинета. Художественная ценность картин на средневековые сюжеты уже недостаточна хозяину для создания своего нового делового имиджа. Ему понадобились произведения известного авангардиста, которые как раз предлагают на очередном аукционе Сотбис в Лондоне. Дело, конечно, не во взыскательности вкуса хозяина, а в степени престижа, создаваемого дороговизной оформления кабинета. Необходимо постараться, чтобы пустить пыль в глаза немецким партнерам, прибывающим для переговоров о выделении инвестиций для строительства нового цеха предприятия. Хозяин приказывает изъять из финансовых потоков предприятия очередную сумму для вывода в оффшоры и финансирования сделки. К его услугам громилы из охраны, услужливые менеджеры, продажные политики. Но оплатить очередной каприз хозяина должны не они, а работяги старого завода с изношенным, еще советским оборудованием.
Они изображены настолько забитыми, что как будто должны безропотно вынести все. Но и их глаза загораются гневом, когда они узнают о приближении очередной волны увольнений и урезания зарплаты. Наконец-то они прислушиваются к активистам независимого профсоюза. Это та странная троица, которая остается после работы в прокуренной подсобке, чтобы поговорить о смутном времени и революции, о том, как отстаивать человеческом достоинство. Они вовсе не экстремисты, и призывают к протесту мирным путем. Но нет сегодня в России более горькой судьбы, чем оказаться на пути имеющих богатство и власть.
Я не могу судить о том, насколько реалистично выстроены в фильме диалоги рабочих. Думаю, однако, что суть социальных взаимоотношений в рабочей среде схвачена верно. Большинство рабочих «страдает молча», оставаясь неподвижными в своей косности. Это большинство с трудом поддается на разговоры, выходящие за пределы непосредственных, личных жизненных интересов. И только трое – ничтожное меньшинство – поднимается над примитивностью общей среды. Лишенные полноценной поддержки своих товарищей они оказываются обречены в своем конфликте с хозяином. Примерно так выглядит и социологический портрет протеста рабочих нашей страны.
Буржуазные СМИ широко освещают драматические судьбы сильных мира сего, уделяя большое внимание жертвам заказных убийств из их среды. Чего стоит только недавняя настоящая истерия в связи со смертью криминального авторитета «деда Хасана», когда респектабельные журналисты наперебой бросились освещать его драматический жизненный путь – вот уж мужик трудился, так трудился! – и обсуждать перспективы передела влияния в криминальном мире после исчезновения важного «смотрящего». В то же время гибель активистов рабочего движения происходит при полном равнодушии общества, телевидения, газет и правоохранительных органов. А ведь речь идет о трагедии людей, гибнущих не «за металл», а выражая протест против нечеловеческих условий существования молчаливого большинства нашего народа. Равнодушие общества к их судьбе носит зловещий характер. История революций свидетельствует, что их победа приходит через цепь поражений и гибель отдельных борцов. Их «пепел стучит в сердцах» оставшихся жить. Незаметно для правящих классов, погруженных в повседневную суету своих интриг и напряженный труд по «распилу», «откатам» и перекройке сфер влияния, созревают «гроздья гнева», приготовляя «черный передел».
Мы привыкли, что так в жизни. Никогда не видели, чтобы так в кино. Погибший рабочий восходит на небо по разбитым этажам брошенного, мертвого цеха. Как занавес падает черный квадрат.
«За Маркса…» Светланы Басковой. Смотрите этот фильм.
Р.С. Дзарасов,
д.э.н., вед. науч. сот. ЦЭМИ РАН
Добавить комментарий